Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий
во второй младшей группе
Воспитатель: Дзтиева Ф. Х.
ноябрь 2020 год
Тема: «В гости к солнышку спешим и здоровье укрепим!»
Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством использования пальчиковых игр, гимнастики для глаз, физических упражнений.
Задачи:
Обучающие:
учить детей выполнять упражнения с речевым сопровождением, используя сосновую шишку, предмет созданный природой, который ребенок может использовать в оздоровительных целях (самомассаж);
учить детей выполнять гимнастику, способствующую укреплению органов зрения – глаз, используя ИКТ;
дать представление о пользе для здоровья человека прогулок в любую погоду; продолжать учить дышать носом, а не ртом, дышать медленно и плавно. Чем медленнее воздух идет через дыхательные пути на вдохе, тем лучше он нагревается;
продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (пшеном); умение создавать модель солнца используя бросовый материал (бельевая прищепка) и нетрадиционной техники рисования (пшеном).
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, используя бросовый материал (прищепки), природный материал (сосновая шишка), пальчиковую гимнастику;
развивать творческое мышление, фантазию и воображение посредством нетрадиционной техники рисования (пшеном).
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к персонажу, учить помогать им, формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, инициативность, самостоятельность;
продолжать учить детей убирать на место после работы материал для продуктивной деятельности;
напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» в группе.
Используемые здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Пальчиковая гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Подвижная игра.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физические упражнения;
Самомассаж.
Методы и приемы:
Словесные: словесная инструкция; пояснение, которое сопровождает конкретный показ движений; похвала; напоминание;
Наглядные: показ педагогом выполнения самомассажа ладони; показ педагогом способа нетрадиционного рисования пшеном; гимнастика для глаз (ИКТ); использование зрительных ориентиров при преодолении пространства; слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) - музыка (песня), которая вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.
Практические: показ упражнений; смена способов выполнения упражнений;
использование в упражнениях предметов различной формы, объема (содействует развитию умения распределять движения в пространстве, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений); совместные действия взрослых и детей;
самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.
Игровые: создание воображаемой ситуации; перевоплощение в образ (ветерка) с использованием нетрадиционного оборудования (султанчик); организация подвижной игры «Солнышко и дождик».
Словарная работа: бельчонок, пасмурная, не весенняя погода, массаж ладошек, ласковое, лучистое солнышко.
Материалы и оборудование: «Камушки», спортивный канат, «кочки», «султанчики», кукла-перчатка «Бельчонок», ведерки с изображением бельчат в количестве 3 штук, орехи фундук, модель солнца, прищепки желтого, красного и оранжевого цветов, искусственная ель (высота 50 см.), пшено, поднос, сосновые шишки (по количеству детей), контейнеры, мультимедийная презентация «Солнышко лучистое...», проектор, магнитофон, подборка детских песен, зонт.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: А какая погода на улице?
Дети: Холодная, пасмурная, дует ветер, идёт дождь.
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Осень
Воспитатель: Верно, речь идет об осени. А теперь скажите мне, какие изменения происходят осенью? (падают листья, желтеет трава, идут дожди).
Воспитатель: Правильно, осенью часто идут дожди, опадают листья, желтеет трава, на дорогах собираются лужи. Под ногами шуршат листья. Такое красивое время года.
Воспитатель: Осенью солнышко мало светит и греет, а сегодня его вовсе и нет. Надо его поискать и вернуть на небо.
Воспитатель: Ребята, позовём солнышко, чтобы нам было теплее и веселее гулять.
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошко
Согрей, обогрей
Телят, ягнят
И нас - маленьких ребят!
Воспитатель: Не слышит нас солнышко. Позовём его ещё раз.
Воспитатель: Не выглядывает солнышко. Вы хотите отправиться в гости к солнышку?
Дети: Да, хотим в гости к солнышку.
Воспитатель: Отлично, гулять полезно для нашего организма в любую погоду и в любое время года.
Все собрались? Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянись,
Не зевай и не ленись!
Воспитатель: Живёт оно за лесом. По пути будем выполнять разные упражнения, которые помогут нам укрепить здоровье. Согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель с детьми отправляются в гости к солнышку, выполняя под музыку физические упражнения.
Воспитатель: Впереди у нас тропинка - это узкая дорожка в лесу. Пойдём по ней. Обратите внимание, ребята, впереди - речка! Чтобы речку перейти- надо по камушкам пройти.
Ходьба по «камушкам»
Воспитатель: Теперь пойдём по узкой извилистой тропинке. Ступайте осторожно, чтобы не оступиться.
Ходьба «змейкой» вдоль каната
Воспитатель: А теперь перепрыгнем с кочки на кочку.
Перепрыгивание с кочки на кочку
Воспитатель: Вот мы и добрались до лесной полянки. Подул весенний ветерок.
Звучит фонограмма «Шум ветра».
Упражнение на воображение «Ветер дует нам в лицо…»
Воспитатель: А мы с вами можем стать ветерком. Хотите попробовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмем в руки султанчик, наберем носиком воздух, а выпустим воздух через рот, сложив губы трубочкой. Вот так!
Воспитатель показывает детям артикуляционное упражнение
«Ветерок»
Воспитатель: Вот так нужно дышать на улице, чтобы не заболеть, особенно в холодное время года.
Дышать носом, а не ртом, дышать медленно и плавно. Чем медленнее воздух идет через дыхательные пути на вдохе, тем лучше он нагревается. Делать вдох через нос, чтобы холодный воздух с улицы согрелся и попал к нам в горлышко теплым, а выдыхать через нос.
Воспитатель: Смотрите, ребята, кто-то притаился под ёлочкой? Вы узнали, что это за зверёк?
Дети: Это белочка, белка, бельчонок.
Воспитатель: Конечно же - это бельчонок. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, бельчонок. Доброе утро!
Воспитатель: Что случилось, бельчонок? Почему ты грустишь?
Бельчонок: Я жду маму. Очень замёрз и проголодался.
Воспитатель: Ребята, что же делать, как помочь бельчонку?
Дети: Поиграть с ним, чтоб он согрелся, покормить его.
Воспитатель: Надо что-то придумать. Посмотрите под ёлочкой лежат шишки. Как бы научить бельчонка греть лапки с помощью шишек?
Дети вместе с воспитателем выполняют самомассаж ладоней с использованием шишек:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сосновая шишка нам колет ладошки.
Мы покатаем шишку немножко.
Дети берут в руки по шишке и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями и в последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмичными движениями дотрагиваться ею до другой ладошки.
Воспитатель: Ну, что согрелись ручки у ребят, а у бельчонка лапки? Дотроньтесь ладошками до щёчек. Какие ладошки стали после полезного массажа?
Дети: Тёплые, сильные.
Воспитатель: Значит, порядок. Чем крепче будут наши ручки, тем лучше будет наш язычок говорить.
Воспитатель: Ребята, теперь бельчонка надо накормить. Чем питаются бельчата?
Дети: Орехами, грибами.
Воспитатель: Покормим бельчонка орехами?
Дети: Конечно.
Игра на развитие мелкой моторики рук «Покорми бельчонка»
На столе стоят ведёрки с изображением бельчат, лежат орехи фундук. Дети берут орехи по одному и кладут в рот бельчатам (в ведерки)
Бельчонок: Спасибо, ребята. А куда вы идёте?
Воспитатель и дети: В гости к солнышку спешим и здоровье укрепим!
Бельчонок: А зачем оно вам?
Воспитатель и дети: Солнышко нужно всем и ребятам и зверятам, чтоб было тепло и светло.
Воспитатель: Ребята, а давайте для бельчонка нарисуем солнышко. А чтобы наши ручки красиво рисовали надо их размять.
Пальчиковая гимнастика « Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
Вот и вся семья!
Воспитатель: Теперь можем приступать к рисованию.
Нетрадиционная техника рисование с помощью пшена на подносе «Солнышко лучистое»
Воспитатель: Какого цвета солнышко?
Дети: Желтое.
Воспитатель: Какой оно формы?
Дети: Круглое.
Дети сгребают пшено ребром ладоней в кучу, придавая круглую форму, разравнивают ладошками.
Воспитатель: Лучики какие должны быть?
Дети: Прямые и длинные.
Воспитатель: Каждый из вас нарисует по лучику (рисуют).
Воспитатель: Вот, бельчонок, посмотри какое лучистое солнышко - колоколнышко получилось у ребят. Ребята, пока мы с вами гуляли по лесу, на небе выглянуло солнце. Оно, оказывается, пряталось за тучами.
Воспитатель показывает детям макет - солнце без лучиков
Воспитатель: Ребята, но что-то с солнышком не так? Вы заметили ошибку?
Дети: Оно без лучиков и не сможет нас греть.
Воспитатель: Как же нам исправить это?
Дети: Сделать лучики.
На столе приготовлен контейнер с прищепками
Воспитатель: Из чего же мы сможем сделать лучики?
Дети: Из прищепок
Воспитатель: Какого цвета прищепки можем использовать?
Дети: Жёлтого, красного, оранжевого.
Дети прикрепляют прищепки к модели солнца.
На экране появляется заставка сияющего солнышка.
Воспитатель: Вот и солнышко появилось, мы столько добрых дел сделали для бельчонка. И солнышко приглашает нас на гимнастику для глаз. И бельчонка научим.
Гимнастика для глаз «Выглянуло солнышко из-за серых туч…»
Воспитатель: А поиграть с солнышком хотите?
Дети: Конечно
Подвижная игра «Солнышко и дождик» (2 раза)
Светит солнышко в окошко, У детей руки на поясе,
греет нашу комнату Делают полуприседания
Мы захлопаем в ладоши Хлопают в ладоши
Очень рады солнышку Покружились
Солнышко, солнышко, Одну руку отводят плавно в сторону
Ласковое, солнышко Другую руку отводят в сторону.
Вот и капли - капитошки, Воспитатель раскрывает зонт
Застучали по дорожке и дети прячутся под него
Воспитатель: Вот и закончился осенний дождик и ласковое солнышко выглянуло из-за тучки. Игра повторяется.
Воспитатель: Ребята, нам нужно возвращаться с прогулки. Давайте попрощаемся с бельчонком
Дети: До свидания.
Бельчонок: Спасибо ребята согрели меня, развеселили, угощу я вас своими запасами- вкусными и полезными орешками
Дети: Спасибо, до новых встреч.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Во время прогулки мы получили заряд бодрости, хорошее настроение, помогли нашему другу бельчонку и конечно укрепили своё здоровье. Ведь солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
А сейчас вернемся в детский сад.
Под музыку дети идут тем же путем, выполняя физические упражнения.
Воспитатель: Перед тем как мы с вами угостимся вкусными орешками, что надо сделать?
Дети: Вымыть руки с мылом.
Дети идут в умывальную комнату, проговаривая потешку «Водичка, водичка…»